Дыхательная гимнастика для детей

Дыхательная гимнастика рекомендуется в период выздоровления от острого бронхита1. Цель дыхательной гимнастики – повышение устойчивости к гипоксии, усиление адаптационных характеристик организма2.


Если у ребенка высокая температура, то следует подождать, пока она спадет Делайте дыхательную гимнастику только после консультации с лечащим врачом.

Перед дыхательной гимнастикой нужно дать отхаркивающее средство (например, растительный лекарственный препарат Бронхипрет®).

Основные правила выполнения дыхательных упражнений:

  • Выполнение упражнений на фоне положительных эмоций.
  • Медленный темп исполнения, который позволит обогатить организм кислородом.
  • Осуществление вдоха всегда только носом, фаза выдоха должна быть длиннее фазы вдоха в 1,5–2 раза.
  • Проведение комплекса упражнений в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.

Дыхательные упражнения проводятся 2 раза в день: утром и вечером

Перед дыхательной гимнастикой нужно дать отхаркивающее средство (например, растительный лекарственный препарат Бронхипрет®).

«Трубач»

Исходное положение (ИП) – сидя на стуле, сжать кисти рук в трубочку и поднять вверх ко рту. Сделать вдох носом и медленный выдох с громким произнесением «п-ф-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

«Каша кипит»

ИП – сидя на стуле, одну руку положить на живот, другую – на грудь. На вдохе втянуть живот и набрать воздух в грудь, затем на выдохе опустить грудь и расслабить живот с громким произнесением звука «ш-ш-ш». Выполнять 1–2 мин

«Петух»

ИП – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. На вдохе поднять руки в стороны, затем на выдохе опустить руки и хлопать ими по бедрам с произнесением «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.

«Часики»

ИП – встать прямо, ноги врозь. На вдохе поднять прямые руки вперед, завести над головой назад, затем – вперед и назад с произнесением «тик-так» на выдохе. Повторить 10–12 раз. произнесением звука «ш-ш-ш». Выполнять 1–2 мин.

«Паровоз»

Ходить по комнате, выполнять попеременные движения руками с произнесением «чух-чух-чух» на выдохе в течение 20–30 секунд.

«Насос»

ИП – встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Сделать вдох носом, затем на выдохе наклонить туловище в сторону и скользить руками по телу с произнесением длительного звука «с-с-с-с». На вдохе выпрямиться, на выдохе наклониться в другую сторону. Повторить 6–8 раз.

«Вырасти большой»

ИП – встать прямо, ноги вместе. На вдохе поднять руки вверх, хорошо подтянуться, подняться на носки; на выдохе опустить руки вниз и опуститься на всю стопу с произнесением «у-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

«Гуси летят»

Медленная ходьба по залу. На вдохе поднять руки в стороны, на выдохе опустить их внизс произнесением длительного «г-у-у-у». Выполнять 1–2 мин.

  1. Клинические рекомендации. Острый бронхит у детей. Союз педиатров России. 2. Василевский И.В. Принципы реабилитации детей и подростков с бронхитами. Пульмонология детского возраста: проблемы и решения. М.: Медпрактика-М, 2012. Вып. 12. С. 231–233.